ФГУ «Кубаньмониторингвод» ФГБУ «Краснодарское
водохранилище»
Управление Документы Деятельность Оказание государственных услуг Противодействие коррупции Обращения граждан

Новости Кубанского БВУ

стр. <<  <  86  87  88  89  90  91  92  93  94  >  >>  всего: 94

21/03/2006

22 марта – Всемирный день воды.

Что вода, как природный ресурс, жизненно необходима для здоровья и жизни людей, а также для производства продовольствия и ведения экономической деятельности, знают все.

На данном этапе развития международных экономических, социальных и геополитических отношений проблема с обеспечением населения безопасной и качественной питьевой водой на планете давно уже вышла за рамки частной проблемы отдельных государств. Практически она затрагивает в различной степени все население и экономику планеты. Кардинальное решение задачи устойчивого водопользования требует консолидации сил мирового сообщества в сфере комплексного развития и управления водными ресурсами, их охраны и рационального использования для обеспечения права каждого человека на беспрепятственный доступ к чистой питьевой воде.

Отмечаемый с 1993г. по инициативе Международной Ассоциации водоснабжения (МАВ), Всемирный день воды призван привлечь внимание общественности к проблеме сохранения и улучшения качества и количества пресной воды для нынешнего и будущего поколений.

В последнее время все чаще и чаще звучит предостережение, что в ХХI веке мировые конфликты на нашей планете будут возникать не из-за обладания нефтью и газом, а из-за воды. Это утверждение не так уж далеко от истины. Водные проблемы во многом общие у всех: дефицит воды, низкое ее качество, предотвращение наводнений, комплексное управление водными ресурсами и др. Вопрос только в степени их остроты в различных странах – во многих государствах и регионах ситуация близка к критической. Вода во многих странах превратилась в стратегический ресурс и явилась источником  межгосударственных разногласий.

Россия, имея огромные богатства водных ресурсов, к сожалению, пополнила список стран, где целые районы страдают без воды, где вода подается с перебоями и по ограниченным нормам.

Перед государственной водной службой  поставлена задача по ликвидации водного дефицита, улучшению качества воды, и не исключена возможность  проведения ряда мероприятий, направленных на перераспределение водных ресурсов.

Российское водное хозяйство – гигантская по масштабам отрасль.

Водные ресурсы являются основой жизни и деятельности проживающих на территории России народов, обеспечивающих их экономическое и социальное благополучие, а также существование животного и растительного мира. Они возобновляемы, но ограничены и уязвимы. Для ограничения негативного влияния на экосистемы водных объектов, повышения эффективности использования водных ресурсов и работы водохозяйственного комплекса управление ведется по бассейновому принципу.

В зону деятельности Кубанского бассейнового водного управления входят бассейны рек Кубань, Кума,  Манычского сектора, и рек, непосредственно впадающих в Черное и Азовское моря.

Река Кубань является главной водной артерией западной и северо-западной части северного склона Большого Кавказа и южной части западного Предкавказья, играет огромную роль в экономике региона. Она несет свои воды по территории Краснодарского и Ставропольского краев, Карачаево-Черкесской Республики  и Республики Адыгеи.

В бассейне реки самый высокий в России коэффициент использования стока.

Для решения задач  по обеспечению региона водой и защите от паводков и наводнений в бассейне Кубани создан самый  мощный в России водохозяйственный комплекс, состоящий из 23 крупных водохранилищ, суммарной емкостью 6.11 км3, 5 крупных гидроузлов и магистральных каналов.

В зоне деятельности Кубанского БВУ около 3000  водопользователей, использующих водные объекты для забора и сброса воды.

 Акваторию Черного и Азовского морей используют 369 водопользователей.

Использование воды основными отраслями экономики в 2005 г. составило 6003 млн.м3     

В 2005 году в поверхностные водные объекты было сброшено 5766 млн.м3 сточной и коллекторно-дренажной воды, содержащей 158 тыс.тонн загрязняющих веществ. Больше всего загрязнений поступает в водные объекты со сточными водами городов и промышленных предприятий, а также через канализационные системы и ливневые водовыпуски.

К сожалению, участие населения ограничивается, чаще всего,  критикой и выражением недовольства, а практических действий, даже в местах проживания, нет. Каждый человек должен чувствовать себя сопричастным и к нашим достижениям, и к нашим проблемам, прежде всего по отношению к природе, окружающей среде. 

Прошло время,  когда пресную воду считали безграничным и бесплатным даром природы.  Это – национальное богатство, на страже которого мы должны находиться, бережно с ним обращаться и экономно использовать. 

Где нет воды – там нет Жизни. 

Источник - Пресс-служба Кубанского БВУ

21/03/2006

Водные ресурсы Адыгеи.

По инициативе Международной Ассоциации Водоснабжения с 1993 года во всём мире 22 марта отмечается Международный день воды.

С 1995 года этот день используется в нашей стране для широкого привлечения внимания общественности, населения и органов исполнительной власти к состоянию водных объектов.

Вода – яркий показатель уровня развития общества.

Техногенная цивилизация — тот искусственный мир, который со­здал человек для своего удобства, — меняет свойства главных природ­ных стихий. Теперь даже вода, которую поэты не уставали называть жи­вительной влагой, несёт в себе реальные угрозы, начинает калечить, и даже убивать.

С чего бы вдруг такая метаморфоза? Какая разница между водой природной и водой питьевой, слизью, летящей из-под колес авто и бе­лым покрывалом, укрывающим крыши наших домов? Есть ли гаран­тии того, что мы можем употреблять продукт, называемый "водой пи­тьевой", без ущерба для здоровья? Что дешевле — совершенствовать технологии водоочистки или охранять природные источники?

Эти и многие другие вопросы, связанные с качеством и безопасно­стью питьевой воды, стоят в ряду тех ключевых экологических проблем, которые напрямую влияют на здоровье нации.

Сегодня мы все чаще и чаще говорим не столь­ко о размерах водно-ре­сурсного потенциала, сколько о про­блемах водохозяйст­венного комплекса:

  • вредном  воздействии вод (наводнениях и паводках, переработке и обрушении берегов, о подтоплении территорий подземными водами,   заболачивании   и засолении   земель, водной эрозии);
  • материальном ущер­бе, наносимом этим воз­действием;
  • неудовлетворительном качестве воды в водных объектах;
  • необходимости сни­жения риска чрезвычай­ных ситуаций, обуслов­ленных неудовлетвори­тельным техническим состоянием гидротехни­ческих сооружений.

Практически все поверхностные и основная часть подземных водных объектов, испытыва­ют значительное антропогенное воздействие, что при недостаточной барьерной роли очистных сооружений выразилось в загрязнении, истощении и деградации водных объектов.

Существующее состояние водных объектов при неудовлетворитель­ном состоянии водопроводного хозяйства стало представлять угрозу без­опасности населения. Это и вспышки инфекционных заболеваний, обус­ловленных водным фактором, и увеличение степени риска воздействия на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов, а также рост проявлений водно-зависимых патологий. Отставание России по средней продолжительности жизни населения от развитых стран в значительной степени связано с потреблением некачественной воды.

На территории Республики Адыгея имеется около 1000 водотоков, 95% которых приходится на долю самых малых водотоков длиной менее 10 км. Самыми значительными являются реки Кубань, Лаба, Белая, Пшиш, Псекупс, Курджипс, Фарс. Все реки республики относятся к бассейну р. Кубань.

Для целей питьевого водоснабжения в республике используются поверхностные и подземные напорные воды. Поверхностный водозабор, служащий для водоснабжения г. Майкопа и Майкопского района, находится в горной местности, где отсутствуют потенциальные источники загрязнения,

разведаны и эксплуатируются 3 месторождения пресных подземных вод, 4 месторождения минеральных и одно месторождение термальных вод.

Обследованные потенциальные источники загрязнения – животноводческие фермы не создают угрозы загрязнения защищённым водоносным горизонтам. Но в тоже время, имеющиеся на фермах не обустроенные навозохранилища при экстремальных ситуациях являются источниками загрязнения первого от поверхности водоносного горизонта. Для целей централизованного водоснабжения данный горизонт не используется.

Анализ данных гидрохимического мониторинга поверхностных вод и мониторинга источников сброса сточных, коллекторно-дренажных и сбросных вод с оросительных систем за последние годы показывает, что в целом антропогенная нагрузка на водные объекты республики несколько уменьшилась в связи с уменьшением объёмов производства в целом.

Однако ожидаемого улучшения качества воды не произошло, а отмечаемые межгодовые колебания уровней загрязнения вод обусловлены, в основном, различиями в водности и климатических показателях года.

Несмотря на то, что Рос­сийское законодательство устанавливает особый ре­жим природопользования в водоохранных зонах хозяй­ственно-питьевых водозабо­ров, хозяйственная деятель­ность в их пределах осуще­ствляется с грубыми нару­шениями законов и правил.

Проблема   обеспечения   населения  питьевой водой   норматив­ного качества и в достаточном   количестве      стала одной из главных и опреде­ляющих во многих регионах страны и превратилась в об­щегосударственную пробле­му.

Неблагоприятное поло­жение с водоообеспечением населения может сегодня рассматриваться как угроза национальной безопасности страны в связи с ухудшени­ем по этой причине здоровья населения.

Серьёзное положение сложилось с техническим состоянием действующих систем водоснабжения и ка­нализации, их износ с каж­дым годом нарастает, более 70 %  указанных сетей требу­ют полной замены.

Такое положение обус­ловлено тем, что новые сети в эксплуатацию не вводились, и капитальный ремонт не проводился,  в то время как для предотвращения      ежегодного нарастания  износа   необходимо заменять не менее 5% сетей. Текущий ремонт сетей ведётся только за счёт тарифа. Поэтому на водопроводных и   канализационных   сетях происходят аварии, что вызывает  не только потери воды и перебои   в   водоснабжении, но и загрязнение природной среды, и нарушение санитарного  благополучия  населения.

Основными источниками загрязнения, связанного со сбросом сточных вод, являются предприятия жилищно-коммунального комплекса республики, которые в 2005году сбросили более 96% (23 млн. м3) загрязнённых сточных вод в поверхностные водные объекты, более 4 тысяч тонн загрязняющих веществ. Связано это как с износом основных средств на очистных сооружениях, так и их работой с перегрузкой или же наоборот, их не загруженность.

Общая мощность очистных сооружений по республике составляет 51,6 млн.м3, в то время когда для нормальной работы она должна быть не менее 105 млн.м3.

В последнее время на состояние водных экологических систем большое влияние оказывает смыв талыми и дождевыми водами вредных веществ. В республике все ливнёвые сооружения сбрасывают сточные воды напрямую в водные объекты без очистки, тем самым, ухудшая их состояние. Пробы воды, взятые в р. Белая, ниже по течению    г. Майкопа, показывают превышение предельно-допустимых концентраций некоторых веществ имеющих антропогенное происхождение. В связи с этим в г. Майкопе крайне необходимо строительство очистных сооружений ливневой канализации.

В равнинной части республики, где протекают малые реки, существует угроза их заиления, а в сельских населённых пунктах - и засорения бытовым мусором.

Водоохранные зоны рек в сельской местности зачастую используются в севообороте с применением гербицидной и пестицидной обработки, что угнетающе действует на водные флору и фауну, а также околоводные организмы и растительный мир.

Практически все малые реки зарегулированы русловыми прудами уже много десятков лет и в них сложились новые экологические системы.

Наибольшую обеспокоенность вызывает то, что водопропускная способность русел малых рек не обеспечивает пропуск воды, в результате чего происходит затопление и подтопление населённых пунктов и сельхозугодий в период прохождения паводка. Для решения этой проблемы разработаны предложения по расчистке малых рек. Завершаются работы по расчистке русла реки Марта, проведены работы по расчистке Фарса и устьевого участка реки Белая, предусматривается расчистка реки Дыш.

Паводки, которые проходят на реках республики в любое время года, также способствуют негативному влиянию на водные экологические системы, так как приводят к постоянному изменению русел рек, обрушению берегов и образованию новых аллювиальных отложений, которые в дальнейшем зарастают древесно-кустарниковой растительностью.

В борьбе с негативными последствиями наводнений особая роль отводится мероприятиям по обеспечению экологической безопасности и снижению негативного воздействия на окружающую природную среду.

Существующая противопаводковая система Республики Адыгея, по сути, не являлась системой, за исключением Нижней Кубани. Да и защита Нижней Кубани нуждается в коренной реконструкции и модернизации.

Значительные ущербы хозяйству Адыгеи, наносимые речными наводнениями, делают невозможным дальнейшее развитие республики без организации надёжной защиты. Негативное воздействие поводков на хозяйственные объекты и населённые пункты усиливается по мере интенсификации освоения речных долин.

Состояние большинства защитных сооружений вызывает опасение в их достаточной надёжности. Практически всегда паводки наносят гидротехническим сооружениям ущерб, выражающийся ежегодно в десятках млн. рублей. Ситуация с гидротехническими сооружениями могла бы значительно улучшиться, если бы была организована единая служба их эксплуатации.

На сегодняшний день только гидроузлы Шапсугского и Октябрьского водохранилищ имеют укомплек­тованный эксплутационный персонал. Отсутствие постоянных служб эксплуатации на малых гидроузлах значительно увеличивает риск возникновения аварийных ситуаций. Как результат, большинство собственников не способны выполнять требования статьи 9 Федерального закона "О безопасности гидротехни­ческих сооружений" в части ведения мониторинга технического состояния, проведения рег­ламентных работ и ремонтов, подготовки сооружений к пропуску половодий и паводков. Техническое состояние гидротехнических сооружений год от года ухудшается.   

Гидротехнические со­оружения должны отвечать требованиям повышенной         надёжности. Но сегодня износ ос­новных фондов достиг недопустимо высокого уровня.

Лишь 10% всех гидротехнических сооружений имеют срок эксплуата­ции менее 10 лет, мно­гие, особен­но напорные сооруже­ния малых и средних во­дохранилищ, эксплуати­руются 40 и более лет без ремонта и реконст­рукции. И, это притом, что свыше 90% их, построе­ны из грунтовых и каменно-грунтовых мате­риалов, зачастую без со­ставления проектно-сметной документации и с неустановленным каче­ством работ. Для таких сооружений 30 лет - это критический, с точки зре­ния обеспечения безо­пасности срок эксплуата­ции. Около 70%  гидротехнических сооружений требуют капитального ремонта и реконструк­ции, более 10 находят­ся в аварийном состоя­нии, в том числе наибольшую тревогу вызывает Шапсугское водохранилище.

Усложняется ситуация, практически бесконтрольной интенсивной застройкой и хозяйственным освоением прибрежных земель в нижних бьефах гидроузлов, в результате которой потенциальный ущерб от аварий увеличился многократно.

Поэтому одной из приоритетных задач эко­логической политики  должно стать обеспечение безопаснос­ти гидротехнических сооружений.

В настоящее время в республике осуществляется комплекс мер по повышению надёжности противопаводковой системы,  снижению риска и  уменьшению возможного ущерба от наводнений. С этой целью из средств федерального бюджета 2005 года выделено на проведение водохозяйственных мероприятий – 171,5 млн.руб

Водные ресурсы – один из наиболее важных компонентов окружающей природной среды. Состояние их в последнее время вызывает большое беспокойство. Основными целями государственной политики в области использования, охраны и восстановления водных объектов являются обеспечение устойчивого водопользования, создание благоприятной экологической обстановки в бассейнах водных объектов, обеспечение безопасной эксплуатации сооружений водохозяйственного комплекса, защита населения и объектов экономики от наводнений и другого вредного воздействия вод.

Заместитель руководителя Кубанского БВУ
Начальник отдела водных ресурсов по Республике Адыгея
Т.Борисенко

20/03/2006

В бассейне р. Кубань гидрологическая обстановка спокойная. На  притоках р.Кубань уровни за прошедшие сутки изменялись незначительно. Из-за выпавших осадков, на реках Фарс, Белая, Пшиш, Псекупс ожидается небольшое повышение уровней. Противопаводковая емкость Краснодарского водохранилища, равная 1 млрд.м3 готова принять паводковые воды весенне-летнего половодья.

Уровень воды на Краснодарском водохранилище не изменился, на Шапсугском – увеличился на 2 см, на Варнавинском – увеличился на 2 см, на Крюковском – увеличился на 1 см.

На Нижней Кубани, в связи с уменьшением сброса из Краснодарского водохранилища, идет плавное понижение уровней:

  • р. Кубань в районе Федоровского гидроузла - понизился на 2 см,
  • р. Кубань в районе ст. Варениковской  - понизился на 47 см,
  • р. Протока в районе х.Слободка – понизился на 5 см.
16/03/2006

В бассейне р. Кубань гидрологическая обстановка спокойная. На притоках р.Кубань уровни за прошедшие сутки изменялись незначительно ( на 5-10 см). Противопаводковая емкость Краснодарского водохранилища, равная 1 млрд.м3 готова принять паводковые воды весенне-летнего половодья.

Уровень воды на Краснодарском водохранилище не изменился, на Шапсугском – уменьшился на 7 см, на Варнавинском – увеличился на 1 см, на Крюковском – увеличился на 2 см.

На Нижней Кубани, в связи с уменьшением сброса из Краснодарского водохранилища, идет плавное понижение уровней:

  • р. Кубань в районе Федоровского гидроузла - понизился на 31 см,
  • р. Кубань в районе ст. Варениковской  - понизился на 10 см,
  • р. Протока в районе х.Слободка – не изменился.

По предварительным данным вертолетного аэровизуального обследования, запасы снега в горах не превышают норму.

Источник - Пресс-служба кубанского Бассейнового водного управления

6/03/2006

2 марта 2006 года состоялось заседание Межведомственной оперативной группы Кубанского БВУ по вопросу регулирования работы водохозяйственного комплекса бассейна р. Кубани. Протокол заседания.

24/02/2006
Опубликован Приказ Руководителя Кубанского БВУ Салова А. Г. "Об организации работы по подготовке к пропуску весеннего половодья и паводков в 2006 году". Скачать документ (138б, zip).
16/01/2006
Опубликованы основные итоги работы ФГУ "Кубаньмониторингвод" Федерального Агентства водных ресурсов МПР России за 2005 год. Текст документа.
27/10/2005

Подведены итоги работы ФГУ "Кубаньмониторингвод" за 9 месяцев 2005 года. Текст документа.

21/09/2005

Обновлен документ "Зона деятельности" для ФГУ "Кубаньмониторингвод". Текст документа.

10/08/2005

Опубликованы итоги работы ФГУ "Кубаньмониторингвод" за первое полугодие 2005 года. Подробнее.

стр. <<  <  86  87  88  89  90  91  92  93  94  >  >>  всего: 94