|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Протокол заседания бассейнового совета Кубанского бассейнового округа от 21.05.2010 N° 3ПРОТОКОЛ
Присутствовали:
Повестка дня: 1. О совершенствовании водного законодательства Российской Федерации. 2. О выполнении решений второго заседания бассейнового совета Кубанского бассейнового округа. 3. Использование водных ресурсов по Нижней Кубани и по бассейну р. Кубань в целом (СКИОВО). 4 Организация, осуществление и координация государственного мониторинга водных объектов
Председатель - Салов Г.В. открыл третье заседание бассейнового совета. В заседании участвовали 27 членов бассейнового совета . Кворум имеется, заседание правомочно принимать решения. За повестку дня проголосовали единогласно. С приветственным словом выступил: Бондаренко М.С. - Заместитель руководителя администрации Кавказских Минеральных вод. Выступления по повестке дня: 1. О совершенствовании водного законодательства Российской Федерации. Салов Г.В. - руководитель Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов. На коллегии Росводресурсов РФ, состоявшейся 23-24 марта 2010 г., было решено поддержать предложения по изменению и дополнению Водного кодекса РФ, актов Правительства РФ, Министерства природных ресурсов и экологии РФ. Были внесены предложения по следующим вопросам: - совершенствование понятийного аппарата водного законодательства., Отсутствие в Водном кодексе РФ четкого правового определения таких понятий, как "пруд", "водохранилище", "обводненный карьер" затрудняет подготовку и принятие решений по оформлению прав собственности на пруды и обводненные карьеры. - уточнение перечня видов водопользования. Было предложено внести изменения и дополнения в статью 11 Водного кодекса РФ и дополнить перечень видов водопользования. - совершенствование установленного порядка и процедур предоставления права пользования водными объектами на основании договоров водопользования. - уточнение направлений расходования и совершенствования порядка распределения субвенций на реализацию субъектами РФ полномочий Российской Федерации в области водных отношений. - по изменению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, режима осуществления хозяйственной деятельности в их пределах. Были выделены также и другие проблемы, требующие внесения изменений в водное законодательство. 2. О выполнении решений второго заседания бассейнового совета Кубанского бассейнового округа. Радько Г.И. . – заместитель руководителя Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов. Согласно Протоколу N°2 бассейнового совета, для учета в водохозяйственных балансах в СКИОВО рекомендовано: - забор воды в Большой Ставропольский канал (БСК) – 2286 млн.м³/год; - забор воды в Невинномысский канал 1100 млн.м³/год; - забор ОАО "РусГидро" Карачаево-Черкесский филиал" из бассейнов рек Малый и Большой Зеленчуки - 540 млн.м³/год. На решение бассейнового совета получено "Особое мнение члена бассейнового совета Прыганова С.Г. – главного инженера Карачаево-Черкесского филиала ОАО "Рус Гидро", в котором высказано предложение о пересмотре объема водозабора на нужды ОАО "Рус Гидро". Увеличение объема водозабора на нужды "Рус Гидро" с 540 млн. м³ до 765 млн. м³ возможно, в соответствии с расчетом, согласованным со всеми заинтересованными структурами, где забор учтен в объеме 765 млн.м³. Эта величина учтена и в приказе Росводресурсов N° 32 от 25 февраля 2010г. "Об установлении лимитов и квот забора воды сточных вод на период с 2010 по 2012 гг.". Поэтому в СКИОВО по бассейну р. Кубань переброска стока из бассейнов рек Малого и Большого Зеленчуков в р. Кубань, которая используется ОАО "РусГидро" рекомендована в объеме 765 млн.м³/год до 2012 г.,. В дальнейшем, если не будут приняты меры по завершению строительства всего комплекса гидротехнических сооружений, режим работы Зеленчукских ГЭС должен быть установлен в соответствии с построенными сооружениями (полупиковый или по водотоку) с уменьшением объема забора воды. Также по Протоколу субъектам Федерации было рекомендовано распределить выделенные и согласованные на бассейновом совете квоты на безвозвратное водопотребление между отраслями. Субъекты выполнили межотраслевое распределение в целом в разрезе субъектов, без деления по водохозяйственным участкам, поэтому разработчики на основе материалов госстатотчетности устанавливали квоты по водохозяйственным участкам. По ходу разработки выяснилось, что лимиты и квоты нужно давать обязательно двумя цифрами - полный забор и безвозвратный забор на участке. Это необходимо для составления достоверных водохозяйственных балансов по водохозяйственным участкам, а так же для учета при расчетах нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты. 3. Использование водных ресурсов по Нижней Кубани и по бассейну р. Кубань в целом (СКИОВО). Логинов В.В., ГИП СКИОВО по бассейну р. Кубань, начальник отдела ОПП ОАО "Кубаньводпроект". Основным водорегулирующим объектом Нижней Кубани является Краснодарское водохранилище, имеющее комплексное назначение, которое позволяет регулировать более 90 % стока. Дальнейшее регулирование стока на Нижней Кубани возможно только с учетом коренной реконструкции Краснодарского водохранилища или строительства дополнительных емкостей на крупных притоках. Однако, экономическая оценка этих мероприятий очень неэффективна. Учитывая это, можно сказать, что дальнейшая оптимизация использования водных ресурсов на Нижней Кубани с помощью водорегулирующих объектов невозможна. Также одним из основных элементов водохозяйственной схемы подачи водных ресурсов является система обвалования Нижней Кубани. В настоящее время система обвалования находится в стадии реконструкции и может пропускать в безаварийном режиме не более 1200 м³/с (600х600 по рукавам). Переход на проектный сбросной расход 1500 м³/с может увеличить полезную емкость водохранилища и оптимизировать использование водных ресурсов, уменьшив холостые сбросы. Завершение реконструкции возможно не ранее чем через 10 лет, что сопоставимо с перспективой, на которую рассматривается "Схема….". С учетом этого в "Схеме…" безаварийный сбросной расход в Н.Б. Краснодарского водохранилища принимается 1200 м³/с. Основными водопотребителями на Нижней Кубани являются рисовые оросительные системы, площадь которых составляет 234,5 тыс. га. В водохозяйственную систему Нижней Кубани входит также ряд водохранилищ и два гидроузла - Федоровский, создающий подпор для подачи воды на рисовые системы и Тиховский- вододелительный. В целом суммарное по субъектам РФ и межотраслевое распределение водных ресурсов представлено в Приложении N°1. Получив данные, приведенные в таблице, и распределив их по водозаборам, были выполнены водохозяйственные расчеты и проведен анализ экологического состояния по водохозяйственным участкам. В бассейне р. Кубань выделен 21 водохозяйственный участок, соответствующий водохозяйственному районированию, разработанному ФАВР, утвержденному МПР России Приказом N° 173 от 05.09.2007 г. При расчетах водохозяйственных балансов по водохозяйственным участкам приняты следующие исходные положения: приходная часть – сток 75 % обеспеченности во входном створе; расходная часть – средний водоотбор за 5-ти летний период с 2003 по 2007 г.г. В ходе обсуждения доклада по СКИОВО бассейна р. Кубань выступили: Воропаев В.И,, Долинский Г.Ф., Ерохов А.А., Логинов В.В., Салов Г.В., Хусточкин А.Н. и др. Было отмечено, что водопотребление по всей Кубани превысило все допустимые показатели, перейдя опасный предел, при котором река сама себя не восстанавливает. В то же время были заданы вопросы по строительству новых регулирующих емкостей, в частности на притоках Кубани и о взаимосвязи СКИОВО с Водной стратегией России. Строительство нецелесообразно, увеличение водопотребления возможно только за счет экономии и рационального использования. Было предложено вопрос по экономии воды проработать на секциях бассейнового совета. После обсуждения было проведено голосование за утверждение межотраслевого распределение объемов безвозвратного водопотребления в пределах установленных квот по субъектам РФ, представленных разработчиками СКИОВО, За утверждение проголосовали единогласно. 4. Организация, осуществление и координация государственного мониторинга водных объектов. Белан Е.В. - Зам. руководителя - начальник отдела водных ресурсов по Краснодарскому краю Кубанского БВУ Государственный мониторинг водных объектов должен осуществляться по четырем направлениям: мониторинг поверхностных водных объектов, мониторинг состояния дна, берегов водных объектов и водоохранных зон, мониторинг подземных вод и наблюдения за водохозяйственными системами, в том числе за ГТС, а также за объемом вод при водопотреблении и водоотведении. В настоящее время мониторинг поверхностных водных объектов ведется Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (за изменением гидрологических и гидрохимических показателей поверхностных вод); Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (оценка качества воды источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения); Федеральным агентством водных ресурсов РФ (гидрохимический мониторинг на 7 водохранилищах федерального значения, в створах на границах субъектов РФ, в устьевых участках рек Черноморского побережья, на Черном море над глубоководными выпусками сточных вод) и водопользователями (локальный мониторинг, которым охвачено 553 предприятия, имеющих выпуски сточных вод в водные объекты). В подсистеме "Мониторинг подземных вод" регулярные наблюдения ведутся в рамках государственного мониторинга состояния недр (ГМСН). Подсистема обеспечена мощной методологической основой, программным обеспечением и необходимой нормативной базой, регулирующей взаимоотношения участников ведения ГМПВ, в том числе их информационное взаимодействие, состав и сроки представления информационной продукции. Необходимо развитие новых видов мониторинга, закрепленных Постановлением N° 219 за субъектами РФ, таких как мониторинг состояния дна и берегов, состояния водоохранных зон; состояния водохозяйственных систем и ГТС, по которым к настоящему времени не проводилась даже организационная часть работ – отсутствует методическая база, не создана наблюдательная сеть, отсутствует программное обеспечение этих работ и т.д. Федерального агентства водных ресурсов осуществляет координационные функции (определение системы приоритетов, направлений, порядка и форм информационного и методического взаимодействия между участниками мониторинга); Основными документами, регламентирующими деятельность по осуществлению государственного мониторинга водных объектов на определенный период должны быть программы мониторинга водных объектов, в которых обосновывается состав, объем и стоимость проведения работ по мониторингу состояния водных объектов. Каждый участник мониторинга должен следовать приоритетам, указанным в программах мониторинга в рамках финансирования ведения мониторинга из бюджетов всех уровней. Проблемным вопросом является также обработка и представление результатов мониторинга в Росводресурсы. Вся информация, собранная участниками ведения мониторинга, передается один раз в год в Федеральное агентство водных ресурсов, кроме уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, собственников водных объектов и водопользователей, передающих полученную информацию в результате ведения мониторинга водных объектов в территориальные органы Росводресурсов. Формы представления информации по новым видам мониторинга требуют существенной доработки, которую целесообразно провести после выхода методических указаний по ведению мониторинга. В ходе обсуждения доклада по осуществлению государственного мониторинга водных объектов выступили: Белан Е.В. ,Гумбаров Е.А. , Салов Г.В., ,Радько Г.И., Тамбиев Д.Х,, Плющ А.С., Хусточкин А.Н. и др. Было отмечено, что ведение мониторинга водных объектов затруднено из-за отсутствия нормативно-методической базы, более совершенного программного обеспечения, необходимого финансирования из федерального бюджета, а также возникшие противоречия по мониторингу ГТС между Ростехнадзором и субъектам . Разработка методических указаний осуществляется Росводресурсами (выдвинута на конкурс). Отсутствие методических указаний не должно тормозить работе по ведению мониторинга. До выхода методических указаний необходимо организовать работу для заполнения форм реестра – разработать Программы мониторинга дна и берегов и т.д. В Краснодарском крае уже проделана некоторая работа по этой теме. Предложено было проголосовать за проект решения по ведению мониторинга водных объектов. Проголосовали единогласно Р Е Ш Е Н И Е: 1. Рекомендовать к утверждению межотраслевое распределение объемов безвозвратного водопотребления в пределах установленных квот по субъектам РФ согласно приложению N° 1 к протоколу 3-го заседания бассейнового совета от 21 мая 2010 г. 2. Внести изменения в п. 3 Решения 2-го заседания бассейнового совета от 23 декабря 2009 г., в части величины переброски стока , из бассейнов рек М. и Б. Зеленчуки в р. Кубань в объеме 765 млн. м3 в год в период с апреля по октябрь, для использования на нужды ОАО "РусГидро" Карачаево-Черкесский филиал", при условии работы Зеленчукской ГЭС в "полупиковом" режиме или в режиме "по водотоку". 3. Кубанскому БВУ просить Федеральное агентство водных ресурсов Российской Федерации ускорить работу по обеспечению участников мониторинга качественной нормативно-методической основой и более совершенным программным обеспечением. Срок – 1 июня 2010г. 4. Всем субъектам РФ разработать Программы мониторинга дна и берегов с формированием четких задач, определением организационной структуры, режима функционирования и источников финансового обеспечения и направить в Кубанское БВУ. Срок - 2010 – 2011гг. 5. Всем участникам мониторинга расширить и технически перевооружить существующую наблюдательную сеть по всем видам мониторинга водных объектов и организовать создание наблюдательной сети для ведения новых видов мониторинга. Срок – 2010 – 2011г. 6.. Очередное заседание бассейнового совета провести в октябре-ноябре 2010 года в Республике Адыгея. На заседании рассмотреть вопрос экономии и рационального использования водных ресурсов.
Приложение N°1 Межотраслевое распределение объемов безвозвратного водопотребления
*) Краснодарский край: числитель - объем безвозвратного водопотребления знаменатель - объем водозабора
© Владелец проекта - Кубанское Бассейновое Водное Управление (Краснодарский край)
Условия использования материалов сайта. При перепечатке ссылка на данный сайт обязательна.
Разработка: "Интернет-Имидж"
|