ФГУ «Кубаньмониторингвод» Краснодарское
водохранилище
Управление Документы Деятельность Оказание государственных услуг Противодействие коррупции Обращения граждан

Информация по ситуации в Керченском пролив на 1 июня 2008 года

В воскресенье 11 ноября 2007г. в результате сильного шторма (скорость ветра достигала 27-32 м/с, волнение моря 6-7 баллов) в Керченском проливе, в той или иной степени пострадали 13 судов.

Танкер "Волгонефть-139" разломило надвое; затонули сухогрузы "Вольногорск" и "Нахичевань", на борту которых находилась техническая сера. Сели на мель баржи "Диметра", "Дика", сухогрузы "Капитан Измаил", "Ziya Kos" и другие суда.

Из поврежденных танкеров в море вылилось около 1,5 тыс. тонн мазута и попало в воду около 6800 тонн технической серы.

Источником загрязнения морской среды Керченского пролива и прилегающих акваторий морей также стало неустановленное количество дизельного топлива, вылившееся в моря в результате крушения танкера "Волгонефть – 139", а также при затоплении других судов.

Наибольшую опасность представляло загрязнение мазутом, вылившемся из разломившегося танкера, а также дизельным топливом из всех затонувших и поврежденных судов.

Мазут плохо растворяется в воде, а при температуре 8 – 10о С застывает и образует сгустки, которые в зависимости от марки мазута, температуры и солености воды может иметь либо нейтральную, либо слабо отрицательную плавучесть. При сильном шторме, который наблюдался в течении первых двух суток после кораблекрушения, часть мазута перешла в форму эмульсии и растворенную форму. Именно в этих формах нефтепродукты являются наиболее токсичными для водных организмов и человека, а также нарушают кислородный обмен между водой и атмосферой при спокойном состоянии моря.

Что касается серы, попавшей в результате аварии в море, то в средствах массовой информации присутствовали весьма противоречивые сведения о форме перевозки: в упакованном виде, или в контейнерах, или навалом. Элементарная сера весьма инертное вещество и в ближайшее время вряд ли загрязнит или отравит морскую среду. Сама по себе сера не токсична для морских организмов. Её окисление до сульфатов процесс довольно долгий и только в это переходное время проявляются низкотоксичные свойства промежуточного вещества – тиосульфатов.

Гидрометеорологические процессы с момента кораблекрушения 11 ноября и до конца дня 16 ноября формировали течения в проливе, направленные в целом из Черного моря в Азовское, с ответвлениями, направленными из пролива в Таманский залив. В результате, водные массы, загрязненные вылившемся мазутом, огибали косу Тузла и проникали через узкий пролив, отделяющий ее от недостроенной дамбы, идущей от российского берега. Затем часть мазута переносилась течением мимо южного и вдоль западного берега косы Чушка в сторону Азовского моря, а часть попадала в Таманский залив, собираясь в его верховье. Кроме того, часть мазута оказалась задержанной косой Тузла, где скопилась на его юго-западном берегу, а часть, огибая с течениями косу Тузла с северо- запада, поступила в Керченский залив.

Уже к середине дня 12 ноября дрейфующий с течениями мазут достиг входа в Азовское море и стал распространяться на восток вдоль российского берега. Вместе с тем, установившийся режим течений не позволял загрязненным водам перемещаться в западную часть Азовского моря вдоль берегов Украины.

С первых дней катастрофы в обследовании пострадавших участков береговой полосы, оценке масштабов загрязнения принимали участие специалисты Кубанского БВУ и ФГУ "Кубаньмониторингвод".

С 13 ноября, как только позволили погодные условия, сотрудники ФГУ "Кубаньмониторингвод" начали проводить регулярные работы по отбору и анализу на содержание нефтепродуктов проб морской воды, взятых у побережья и акватории Керченского пролива.

Максимальные значения концентраций нефтепродуктов, зарегистрированные в районе катастрофы 13 ноября, составили 6,9 ПДК на юго-западном берегу косы Тузла, 34 ПДК в районе порта Кавказ и 50 ПДК на косе Чушка между портом Кавказ и пос. Ильич. Таким образом уже к 13 ноября, основная зона загрязнения сместилась в соответствии с господствующими течениями из района крушения (южнее косы Тузла) к косе Чушка и выходу из Керченского пролива в Азовское море, где 15 ноября загрязненность составила 13 ПДК (п. Ильич).

К 16 ноября ситуация в районе кос Тузла и Чушка продолжила нормализоваться - загрязненность там снизилась до 1,5 ПДК и 1,5 – 2 ПДК соответственно, при этом визуальные признаки загрязнения отсутствовали.

Одновременно 17 ноября загрязненные мазутом воды стали выноситься из Керченского пролива в Черное море и перемещаться на юго-восток вдоль российского берега. Прибрежные воды у косы Тузла оказались загрязненными нефтепродуктами на уровне 3 – ПДК, а у п. Волна – до 16 ПДК.

19-20 ноября ситуация стала улучшаться – концентрация нефтепродуктов у п. Волна упала до 1-2 ПДК, на более южных участках побережья концентрации нефтепродуктов составили доли ПДК.

По состоянию на 26.11.2007 г. обстановка стабилизировалась, наблюдалось снижение содержания растворенных форм нефтепродуктов: за косой Тузла нефтепродукты не обнаружены, в районе порта Кавказ - 1,5 ПДК, в районе п. Ильич сохранились на уровне 2 ПДК, в других точках мониторинга концентрации нефтепродуктов достигали значений близких и ниже ПДК.

По данным ФГУ "Кубаньмониторингвод" наблюдаемое содержание растворенных форм нефтепродуктов на 11.12.2007 г. и 25.12.2007 г. стабильно и находилось в диапазоне: от 0,026 мг/дм3 (0,5 ПДК) - на входе в Керченский пролив до 0,085 мг/дм3 (1,7 ПДК) – в районе п. Чушка. В остальных точках наблюдения содержание нефтепродуктов находилось на уровне 0,6 – 1,2 ПДК.

В результате улучшения и стабилизации экологической ситуации в зоне ЧС; в связи с понижением температуры воздуха и воды, в результате чего физические и биогенные процессы морской воды замедлились в конце декабря 2007 года было принято решение о прекращении работ до наступления благоприятных погодных условий.

ФГУ "Кубаньмониторингвод", по заданию Кубанского БВУ, подготовило "Программу по ведению дополнительных наблюдений за качеством воды в Керченском проливе и Черного моря в зоне чрезвычайной ситуации на 2008 г.". Для ведения мониторинга распространения нефтяного загрязнения установлены 11 точек наблюдения, периодичность наблюдения 2 раза в месяц, начиная с момента прогрева поверхностного водного слоя не ниже + 10о С .

Начиная с 22.02.2008 г. отобрано 57 проб морской воды за 6 выездов ( из них 5 с выходом в море). На сегодняшний день по данным мониторинга экологическая ситуация в Керченском проливе стабильна, концентрации загрязняющих веществ во всех местах мониторинга достигает значений близких и ниже ПДК.

В целях своевременного принятия решений по организации водоохранных мероприятий происходит безвозмездный, оперативный и многосторонний обмен информацией по факту выполнения разовых работ по мониторингу качества морских вод в зоне ЧС с Краснодарским краевым центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и другими заинтересованными органами.